Как взрастить в ребёнке ощущение собственной ценности

Александр Ксапчук резюмировал содержание книги Джеффри Шварца «Ты — не твой мозг»)

Дети рождаются с отчётливым и безусловным ощущением собственной ценности. Самым большим преступлением по отношению к ребёнку может быть заражение его идеей того, что ценность его личности и ценность личности других людей непостоянны и определяются какими-то изменчивыми внешними факторами или тем, насколько хорошо он вписывается в рамки или шаблоны.

Взаимодействие со взрослыми, в зависимости от его содержания, может усилить или ослабить истинный внутренний голос ребёнка — сложную когнитивную структуру, определяющую его способность и желание заботиться о себе, защищать свои интересы и строить отношения с другими людьми.

На основе воспитания и отношения к нему со стороны взрослых людей ребёнок формирует сложный набор моделей поведения и убеждений, определяющих его отношение к собственной личности во взрослой жизни.

Истинные намерения взрослых, их эмоциональное и личностное отношение к ребёнку, каким бы оно ни было, станет тем отношением, которое ребёнок будет склонен иметь к себе, когда станет взрослым.

Если важно, чтобы у ребенка сформировалось (а точнее — сохранилось) стойкое ощущение безусловной ценности его личности, и если ребёнок перенимает такое отношение от взрослых, тогда наиболее близкие ребёнку взрослые люди должны регулярно и искренне проявлять такое же отношение к нему.

Значит ли это, что достаточно просто «любить ребенка»? Да, это так, однако я полагаю, что слово «любить» имеет слишком широкий и неопределённый смысл, чтобы полагаться на него в качестве надежного ориентира. Многие люди склонны совершать здесь большую ошибку.

Вместо «любви или заботы» Шварц предлагает гораздо более определенные термины. Цитируя работы психолога Дэвида Рико, Шварц показывает, что развитие Мудрого Защитника зависит от того, находит ли ребенок в отношениях с близкими ему взрослыми людьми пять уникальных качеств и даров (дары, потому что ребенок должен получать такое отношение безусловно). Дэвид Рико называет эти качества и дары «the five А’s» («пять А») и, для большей наглядности, представляет их на фоне их противоположностей:

Внимание (Attention) — искренний интерес к твоей личности, к тому, что тебе нравится и к тому, что тебе не нравится, проявляемый без навязчивости и доминирования. Твои ощущения услышаны и приняты во внимание.
Противоположность — тебя игнорируют и не слушают. Взрослые недоступны или не хотят слышать/ видеть правду.

Приятие (Acceptance) — искреннее приятие твоих интересов, желаний, занятий и предпочтений, такими, какие они есть, без того, чтобы пытаться изменить их каким-либо образом.
Противоположность — тебя пристыжают или каким-либо другим образом заставляют поверить в то, что ты должен соответствовать тому, кем они хотят, чтобы ты стал. Тебя не любят за то, кто ты есть или кем хочешь стать.

Привязанность (Affection) — обеспечение физического комфорта и искреннего сострадания.
Противоположность — взрослые ставят себя на первое место или ведут себя с тобой оскорбительно. Они отказывают тебе в проявлении любви и в ласке.

Благодарность (Appreciation) — выражение одобрения и признательности за то, кто есть, такой какой ты есть.
Противоположность — тебя критикуют.

Позволение (Allowing) — демонстрация того, что быть собой, выражая все, что ты чувствуешь безопасно, даже если это не совсем вежливо или социально приемлемо.
Противоположность — они контролируют тебя и манипулируют тобой. Они слишком требовательны.

The post Как взрастить в ребёнке ощущение собственной ценности appeared first on mama.ru.

26 просм.

 

 

 

ПОДЕЛИСЬ!!!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   
  •   
  •   
  •  
  •  

Читайте также: