О сенсомоторном интеллекте у детей до 1,5 лет

Какие этапы проходит малыш в овладевании собственным телом? Объясняет врач-неонатолог, Екатерина Гордеева

В общении с недавно пришедшими в этот мир людьми часто возникает вопрос: какие вещи в каком возрасте они могут понять и что могут при этом делать?

Конечно, все разные. Конечно темперамент ребенка и генетические предпосылки очень важны в индивидуальном становлении. Но существует общий принцип развития восприятия и деятельности, который для всех един. Он может помочь сориентироваться мамам и тем, кто работает с малышами.

Первый этап начинается еще до рождения и продолжается весь период новорожденности — 1 месяц жизни. Это этап потребления и осознания своих рефлекторных движений.

В этот период у малыша есть хаотичные движения и многочисленные рефлексы, которыми он управлять не может, но зато активно воспринимает. “Ух ты как я, оказывается, могу!” Это очень важный этап, поскольку активно формируются связи в коре головного мозга между движением и ощущением от него.
Ребенок испытывает первые эмоции, связанные с движениями собственного тела и они могут быть разными. Досадно, когда ваша рука внезапно бьет вас по носу. И очень приятно и радостно когда ваши пальчики гладят вашу щеку.
Очень важно в этот период не ограничивать это познание тугим пеленанием в течении дня, если ребенок здоров.
Основная форма деятельности в этот период — сосание.
Ребенок учится отличать “сосательные вещи” от “питательных”. Мамина грудь — сосательная и питательная вещь, а вот одеяло сосательная и непитательная, к сожалению…

Второй этап длится от 1 месяца до 4 месяцев. Это этап приспособления и повторения привычных сенсомоторных реакций.
Приспособление проявляется в том, что, например, привычное рефлекторное сосание, которое раньше вызывалось попаданием пальца или соска мамы в рот, теперь представляет собой сложный координаторный акт. Малыш может сознательно найти пальцами рот. Он теперь умеет попадать в рот руками и схваченными вещами с первого раза. Может приспособить сосательную непитательную вещь так, чтобы было интересно и удобно ее ртом познавать.
В это время у ребенка формируется и приспособление в мышлении — конструирование реальности в понятии этой вещи.
Ротовая полость продолжает обучаться управлять языком, что является важным этапом подготовки к жеванию.

В этот период ребенок находит глазами фокус и они перестают двигаться раскоординированно. Это позволяет узнавать лица и мамино награждается первой осознанной улыбкой.

Двигательная активность направлена на познание нового переживания и повторение приятного опыта. Если удалось дотронуться, наконец, до своего живота или ноги, надо попытаться еще раз и еще разок, и опять и снова. В основном, такое познание ориентировано на свое тело. Ребенок учится доставать до различных своих частей и тем самым формирует карту собственного тела в коре головного мозга. Появляется понятие о собственных границах.

Третий этап — с 4 -х месяцев до 8 месяцев — это этап активного познания внешней среды.
Появляется опознавание предметов , появляется первая память на предметы. Ребенок знает любимую игрушку и теперь не просто просит ее у взрослых, а старается добраться до нее сам. Такое двигательное узнавание окружающего мира сопровождается и изобретением способов продления интересных впечатлений. Порой они доставляют много радости взрослым своим нестандартным подходом к решению привычных задач.
Формируются первые представления о мире и о порядках в нем.
Появляются привычки, не связанные с едой.
Расписание дня начинает успокаивать и давать безопасность.

Четвертый этап приходится на 8-12 месяц. Это этап, когда у ребенка появляется четкая преднамеренность. Он уже отделяет вещи друг от друга и знает порядок знакомых вещей. Появляется способность отделить события и других людей от своего поведения — первый этап осознавания своей отдельности.
И в этот период появляется способность предвосхищать события.

Пятый этап длится с 1 года до 1,5 лет. В течении этого полугодия ребенок изобретает новые средства достижения цели. Это время активного экспериментирования. Ребенок ставит новые интересные цели самостоятельно, в отличие от предыдущего этапа, когда цель ставилась окружающей средой: мамой, обстоятельствами и событиями. Появляется творчество. Отрабатывается модель “цель-средства”

Сроки я указываю примерные. Пусть они послужат ориентиром для того, чтобы понимать ребенка лучше и встречать его там, куда он может дойти в своем возрасте.

Если ребенок развивается в спокойной безопасной среде, то эти этапы сменяют один другой сами, без дополнительных тренировок. Нужно только вовремя предоставить ребенку все необходимое для развития на каждом этапе.
Если что-то пошло не так, малыш может остановиться на любом моменте развития сенсомоторного интеллекта.

Если запаздывание измеряется несколькими неделями хорошо бы показать малыша специалисту.

 

The post О сенсомоторном интеллекте у детей до 1,5 лет appeared first on mama.ru.

22 просм.

 

 

 

ПОДЕЛИСЬ!!!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •   
  •   
  •   
  •  
  •  

Читайте также: